Как слишком сильная армия погубила государство сикхов

История12 декабря
комментарии
Как слишком сильная армия погубила государство сикхов
Фото: Нынешние сикхи живут везде, даже в Лондоне © Stephen Chung | globallookpress.com

Одна из самых любимых россиянами поговорок гласит, что тот, кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую.

Обычно ее используют для оправдания увеличения трат на оборону и размеров самой армии. Однако природа (и природа общественных отношений тоже), как известно, не терпит не только пустоты, но еще и крайностей. Большие военные расходы — обременительная вещь для бюджета любой страны. А если эту страну еще и терзает политическая нестабильность — может случиться казус, интересный и сам по себе, и теми выводами, на которые может натолкнуть.

Страна, управляемая мечом и книгой

Одной из самых молодых, однако же и самых массовых религий мира является сикхизм — учение, родившееся в XV веке в индийском Пенджабе.

Это монотеистическое и очень рационалистическое верование — сикхи убеждены, что единый бог нематериален и неназываем, а загробной жизни, как и посмертного воздаяния, в традиционно понимаемом иными церквями виде не существует.

Основатель сикхизма, гуру Нанак, задался целью взять из ислама и индуизма все рациональное и полезное, отринув всякие суеверия и манипуляции сознанием. Основа праведности — стремление к добру и следование морально-этическому кодексу, причем в миру, в коллективе, а не удаляясь от него (сикхи-сектанты и аскеты существуют как отдельные течения, но не составляют большинства верующих). Особое место занимают стремление к свободе и равенству, запрет манипуляции людьми и их сознанием, осуждение любых форм подчинения чужой воле.

Фото: Каждый сикх до сих пор — воин, хотя бы в теории © Johnny De Franco | globallookpress.com

Фото: Каждый сикх до сих пор — воин, хотя бы в теории
© Johnny De Franco | globallookpress.com

Первые гуру сикхов проповедовали, как и многие другие основатели мировых религий, отказ от насилия. Однако быстрый рост и привлекательность для широких масс их учения (сикхи не признают варн и каст — в условиях Индии это очень принципиальная и популярная у «угнетенных слоев населения» позиция) напугал тогдашних хозяев Пенджаба — династию Великих Моголов. С гуру начали случаться «повторения вещей»: падишахи приглашали их «в гости», выслушивали, требовали выразить подчинение и признание власти, не получали его и казнили строптивцев.

Это привело к тому, что в религии сикхов тезис о ненасилии потерял приставку «не-». Начиная с шестого гуру Хар Гобинда, адепты новой веры начинают многолетнее вооруженное сопротивление власти Моголов, а к пяти обязательным для каждого сикха признакам (отчество Сингх или Каури у женщин; нетронутые волосы; традиционный гребень; нижнее белье до колен; стальной браслет) прибавился шестой — меч или, на худой конец, кинжал (хотя бы символический, нарисованный или муляж).

Можно сказать, что сикхи стали первым в мире обществом, воплотившим в жизнь принцип обязательного ношения оружия как гарантии свободы и взаимного уважения.

Всего гуру было десять. Последний, Гобинд Сингх, оставил завещание, в котором объявил следующим «вечным гуру» составленную при нем книгу священных текстов, содержащую изложение учения, — «Грантх» (или «Ади Грантх»), ставшую после его смерти в 1708 году Гуру Грантх Сахиб (то есть «духовный вождь Господин Грантх»). С тех пор предписания книги — закон для всех сикхов и высший авторитет, а ее рукописный экземпляр, хранящийся в главном храме («Золотой храм» в городе Амритсар), — самая священная реликвия.

Военно-религиозная демократия

После исчезновения гуру-людей сикхи в теории получили демократию и самоуправление — все важные вопросы решались на собрании общины верующих, названной Хальса, дважды в год. Однако для реального руководства, особенно в условиях непрекращающейся войны с Моголами, а затем с агрессией пришедших им на смену афганцев, «самовыдвигались» энергичные и способные полководцы, вокруг которых складывались военные кланы. Кланы контролировали свою территорию, нередко враждовали друг с другом, хотя часто объединялись для борьбы против общего врага. Период с 1716 по 1801 год историки называют Сикхской конфедерацией.

Ядерная несдержанность
Читайте также: Ядерная несдержанность

Постепенно одни кланы подчиняли своему влиянию другие, пока по «закону Дункана Маклауда» не остался только один — в 1801 году вождь клана Сукерчакия, которого звали Ранджит Сингх, объединил всех сикхов под своей властью и принял титул махараджи («царя царей») Пенджаба. Это был типичный для рождавшихся молодых держав монарх — реформатор, агрессор и строитель. Особо Ранджит любил строить свою армию, которую горел желанием обучить по европейскому образцу, для чего пригласил (и щедро оплачивал) европейских офицеров — французов, итальянцев, англичан, даже американца и поляка. Постепенно этим специалистам удалось создать регулярные части, не только обмундированные и вооруженные, но и вымуштрованные «как в лучших странах Европы» — пехоту и артиллерию (кавалерия «рыцарей Востока» реформам противилась и обучению поддавалась плохо).

Служба в армии Ранджита (называвшейся так же, как и вся община — Хальса) стала и престижной, и выгодной — солдатам неплохо платили и содержали их за казенный счет. Естественно, расходы на армию ложились тяжелым бременем на государственный бюджет — все эти «штуки для настоящих мужчин» везде и во все времена были жутко дороги. Ранджит держал власть железной рукой и поддерживал в стране порядок, сводя дебет с кредитом — но слишком увлекался алкоголем, отчего и умер в 1839 году в возрасте 59 лет. И, как это часто бывает, его смерть погрузила страну в политический хаос.

Фото: Конная стража Ранджита Сингха globallookpress.com

Фото: Конная стража Ранджита Сингха
globallookpress.com

За власть боролись две камарильи — Синдханвали, из сикхов-традиционалистов, и Догра, состоявшая из новообращенных индусов. Они по очереди приводили к власти и свергали своих ставленников, причем во основном одним и тем же нехитрым способом — заигрывая с Хальсой и одаряя ее разными поблажками, привилегиями и просто деньгами. В итоге армия всего за четыре года выросла в два раза (с 40 000 до 80 000), потому что к солдатам присоединялись «добровольные ополченцы», спорить с которыми никто особенно не решался.

Дополнительной бедой стала «военная демократия» — офицеров-европейцев в приступах ксенофобии и просто из-за падения дисциплины выгнали либо поубивали (кто не успел убежать), местным командирам подчинялись «по своему хотению», и реальная власть в частях перешла, прямо как на революционной Балтике, к полковым комитетам.

Тут сказалось проявление той самой традиции, по которой каждый сикх — воин, все сикхи — Хальса, а главное дело их жизни — защита веры. И «полковые комитетчики» бдительно следили, чтобы махараджи и их приближенные соблюдали традиции и «рукам волю не давали». А кто пытался возражать или сопротивляться — те долго не жили...

Когда армия губит государство

Постепенно в стране сложилась ситуация, при которой махараджи не могли выплатить всё причитающееся солдатам жалованье — денег было слишком мало, а армии слишком много. Перспектива была в целом не радужной — вот-вот наступит момент, когда разозленные «комитетчики» поведут войска на столицу Лахор, свергнут власть махараджи... Далее — неизвестность. Но самосохранение подсказало регентше Джинд Каури, правившей от имени своего малолетнего сына Далипа Сингха, остроумный (как ей показалось) выход — отправить армию на войну, и пусть там ее основательно отколотят, ибо каждый умерший солдат будет сократившейся статьей расходов.

С кем воевать, вопрос не стоял: аккурат в 1840-х годах к границам государства сикхов подобралась Британская империя. Победившая последних врагов на Индостанском полуострове, армия Ост-Индской компании вышла к границам Лахорского махараджества.

Впрочем, именно в это время и в этом месте британские колониалисты воевать не собирались. Они только что больно получили по носу в Первой англо-афганской войне, поэтому решили сосредоточиться на том, чтобы начать переваривание съеденного, и задались проблемой «Как нам обустроить Индию?». Но, понятное дело, грозной армии сикхов, особенно многочисленной и дисциплинированной пехоты с прекрасной артиллерией (даже прекраснее британской — в армии ОИК было много всякого старья, а пушки при Ранджите отливали свежие и новехонькие), побаивались.

Фото: Англичане в Индии globallookpress.com

Фото: Англичане в Индии
globallookpress.com

Больше всего британцев пугало то, как быстро эта сильная армия скатывалась в состояние полной анархии. Руководство Компании верно уловило, чем всё это пахнет — разведка у вовсю уже игравших в Большую игру англичан поставлена была хорошо. И потому у границ с сикхами сосредоточился «наблюдательный корпус», дабы «если что случится — а он уже тут!».

В общем, с обеих сторон спички были подожжены — британцам достаточно было даже враждебного намека для сурового отпора, а армия сикхов была совсем не прочь взять свое хотя бы в виде добычи от «неверных собак». Вряд ли правы те «прогрессивные» индийские историки, кто обвиняет аристократию в прямом предательстве и сотрудничестве с компанией — она просто отправила армию на войну в надежде, что либо ее там расколотят, либо она награбится всласть и успокоится на некоторое время.

7 лет за СМС: много это или мало?
Читайте также: 7 лет за СМС: много это или мало?

Результат оказался предсказуем для англичан и все-таки неожидан для правящей элиты сикхов — в результате Первой (1845–1846) и Второй (1848–1849) англо-сикхских войн грозная армия была разбита (хотя и после нескольких очень дорого обошедшихся британцам сражений, некоторые из которых даже были опасно похожи на поражения), территория оккупирована и присоединена к владениям Компании, государство сикхов уничтожено. Кстати, навсегда — сегодня сикхи даже живут не в одной стране, будучи разделены между Пакистаном и Индией.

И короткая, но бурная история государства сикхов доказала простую истину — даже самая сильная, отважная и подготовленная армия не спасет то государство, которое расколото из-за политических неурядиц и (или) не может упорядочить свою экономику. Сильным и процветающим может быть только единое государство — иная последовательность в этом тезисе невозможна.

Оценить публикацию:
(3 оценок, средняя 3.3 из 5)
комментарии
Сообщений: 0
Загрузка...