Машино-места станут недвижимостью: бочка меда и ложка дегтя

комментарии

Такие поправки недавно приняла Госдума. Московские эксперты рассказали порталу «Постфактум», что изменится для нынешних и будущих собственников. 

От бесправного имущества…

В данный момент машино-место не является самостоятельным объектом недвижимости и не имеет юридического статуса. Покупая место для своего автомобиля, собственник получает некий прямоугольник, начерченный на полу паркинга.

— Как правило, по причине требований пожарной безопасности границы машино-мест обозначены не перегородками, а только линиями. И именно из-за отсутствия внешних механических ограничений парковочные места не могут быть оформлены в собственность, — говорит управляющий партнер «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

— Согласно действующим правилам, машино-место не может быть поставлено на кадастровый учет, поскольку по формальным признакам не подходит под требования, предъявляемые к помещениям. Соответственно, приобретая место на паркинге, человек получает только долю от общей площади паркинга, — добавляет генеральный директор ООО «Новые Ватутинки» Александр Зубец.

При этом, по словам директора по развитию VSN Realty Дениса Волковича, эта доля может быть одной сотой или даже одной тысячной, если паркинг большой, и, чтобы такое право зарегистрировать, все собственники должны договориться между собой. На практике это очень сложно.

— При продаже парковочного места возникают сложности. В соответствии с законом владельцы долевой собственности имеют преимущественное право на выкуп долей. И более того, владелец сначала должен предложить выкупить свою долю совладельцам, и только в случае их отказа, который должен последовать в течение месяца, делать предложение о покупке другим лицам. Это очень осложняет процесс, учитывая, что в паркинге может быть и 200, и тысяча мест, — комментирует эксперт.

По словам Марии Литинецкой, единственный вариант, когда машино-место можно поставить на учет, зарегистрировав право собственности, — это если у парковки определяются количественные и качественные характеристики. Проще говоря, при наличии перегородок. Но сегодня такие примеры единичны.

Подобные трудности становятся причиной отказа многих автовладельцев от покупки. Как рассказал Александр Зубец, продажа парковочных мест в большинстве проектов и так идет низкими темпами. И действующие правила оформления паркинга еще больше ухудшают обстановку и абсолютно точно не способствуют повышению привлекательности машино-мест.

…к ликвидной собственности

Что же изменится с принятием поправок в Гражданский кодекс РФ, касающихся статуса парковочных мест? Ряд экспертов считают, что ничего принципиально нового не произойдет.

— Машино-места уже сейчас реализуются по договорам долевого участия или купли-продажи как недвижимое имущество. Речь идет о парковочных местах в рамках внутренних паркингов, расположенных в подземной или стилобатной части комплекса. Такие парковки относятся к общему имуществу владельцев квартир. По индивидуальным соглашениям эта территория разделяется между собственниками на парковочные места, которые можно приобретать и продавать. Теперь машино-место станет полноправной собственностью владельцев, и для распоряжения ею не понадобится согласие всех собственников общего имущества, хотя и сейчас фактически этого не требовалось, — комментирует генеральный директор IKON Development Евгения Акимова.

Иными словами, по мнению эксперта, данный закон легализует уже сложившуюся практику, поэтому для собственников, по сути, мало что изменится.

Другие профессиональные участники рынка настроены более оптимистично. Так, Александр Зубец утверждает, что признание машино-мест объектами недвижимого имущества — долгожданное событие и для девелоперов, и автовладельцев.

— Со вступлением в силу поправок покупка места для парковки наконец-то станет прозрачной. Соответственно, это повысит интерес к машино-местам и сделает строительство паркинга для застройщика быстроокупаемым, — уверен он.

По словам управляющего партнера ГК «ВекторСтройФинанс» Андрея Колочинского, поскольку теперь машино-место станет полноценным объектом недвижимости, его можно будет не только купить или продать, но и на законных основаниях сдать в аренду, заложить, даже получить ипотеку на его покупку.

— Сейчас, как правило, машино-места продаются по договорам купли-продажи или соинвестирования, что более рискованно для покупателя. Теперь парковочные места можно будет реализовывать по ДДУ, и эта сделка будет регистрироваться государством. Поэтому ответственность застройщика за возведение паркингов станет такой же, как при строительстве квартир, — разъясняет эксперт.

Побочные эффекты

У любой, даже самой хорошей инициативы, как известно, бывают побочные эффекты. Так, у потенциальных покупателей появились опасения, что машино-места станут дороже. Однако эксперты говорят, что повышения цен, скорее всего, не произойдет.

— Парковочные места — далеко не самый востребованный продукт. Практически все застройщики сталкиваются с проблемой их реализации по причине превышения предложения над спросом, — успокаивает Мария Литинецкая.

Если и есть в обсуждаемой новации ложка дегтя, то она заключается в том, что владельцам паркингов, как и собственникам любого другого недвижимого имущества, придется платить налог.

— В том, что статус машино-мест поменяется, есть и минус. Если есть объект недвижимости, значит, собственник обязан уплатить с него налог на имущество физических лиц. Напомню, что начиная с 2015 года на территории Москвы и Московской области данный налог рассчитывается, исходя из кадастровой — по сути, рыночной — цены объекта. Ставка налога в Москве установлена в размере 0,1% от кадастровой стоимости, — говорит Денис Волкович.

Итак, с принятием поправок в ГК РФ машино-места станут полноправной собственностью владельцев. Это облегчит продажу, передачу в наследство, дарение и прочие сделки с ними. А большая прозрачность, как известно, делает имущество ликвиднее. Минусом же нововведения станет необходимость уплачивать налог.

Постфактум
Постфактум
Оценить публикацию:
Ваша оценка будет первой!
комментарии
Сообщений: 0
Анонимно:
Загрузка...