Партиям добавили денег, но больше средств у них не стало

В России12 января
комментарии
Партиям добавили денег, но больше средств у них не стало
Фото: Партиям добавили денег, но больше средств у них не стало © Komsomolskaya Pravda | globallookpress.com

1 января вступил в силу закон о повышении объема бюджетных дотаций партиям.

Речь идет только о партиях, преодолевших 3-процентный барьер на выборах в Государственную Думу. Теперь вместо 110 рублей за голос избирателя политические объединения станут получать из казны России 152. При этом общие траты на их деятельность останутся на том же уровне. В чем заключается этот парадокс, попробуем разобраться ниже.

Когда в соперниках согласие есть

Что интересно, соавторами законопроекта, который в декабре Дума рассмотрела и приняла сразу в трех чтениях, выступили все 4 парламентские партии. Их лидеры в один голос заявили ― нужно увеличить финансирование, но именно за один голос. Многие либерально настроенные СМИ восприняли это как пир во время кризиса ― дескать, в стране и так проблемы с финансами, а тут еще понадобятся дополнительные затраты. К слову, до выборов 18 сентября 2016 года государство тратило на содержание партий в общей сложности 7 млрд рублей в год. Однако оказалось, что здесь не все так просто ― но об этом позже.

Читайте также:
Строительство «Северного потока-2» подрывают мифами
Строительство «Северного потока-2» подрывают мифами

Идея выделения денег партиям возникла давно ― и тогда, в 2001-м, политические конкуренты также пришли к ней сообща. Разве что объемы финансирования были в 250‒300 раз меньше. Где-то здесь свою роль сыграла инфляция, а где-то и лоббистские возможности партийных лидеров, усиленно пробивавших увеличение суммы ассигнований из государственного кошелька. А в общем, это изменение объема средств, выделяемых партиям, стало уже шестым за время существования Думы.

Летом 2001-го парламент страны утвердил закон «О политических партиях». Им вводились и устанавливались объемы выплат партиям из государственной казны. Их выплачивали из расчета ― пять тысячных процента минимального размера оплаты труда за каждый голос, отданный партии в ходе голосования. Первый раз данный закон применили два года спустя, после выборов 2003 года ― тогда партиям выделили по 50 копеек за один голос.

Еще через 2 года данный тариф подрос десятикратно, составив уже 5 рублей, а с начала 2007 года эту сумму просто стали индексировать, принимая во внимание показатели инфляции. Впрочем, даже это не помешало в 2008 году довести «цену выбора» избирателей до 20 рублей за голос.

Спустя пять лет она уже достигла 50 рублей. Тогда премьер Дмитрий Медведев объяснил это укреплением финансового положения партий. А в 2015 году «единица гласа народного» поднялась в цене сразу больше чем вдвое ― до 110 рублей.

Единственным условием для получения подобного рода субсидий было прохождение 3-процентного барьера. На выборах 2011 года с этим препятствием справились 5 партий: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Справедливая Россия» и «Яблоко». Пять лет спустя последние из этого списка выбыли. А потому в этот раз, уже шестое по счету изменение объема финансирования партий принималось без учета мнения «демократов».

Партийно-финансовая арифметика, или Для чего партиям деньги из бюджета?

Однако нынешнее изменение объема дотаций примечательно тем, что впервые направлено на снижение общей доли финансирования партий. Как бы парадоксально это ни звучало, но так оно и есть. «Газета.ру» подсчитала все нюансы партийной арифметики, и нет оснований не верить коллегам.

Впрочем, подсчеты столь просты, что становится понятно ― от изменения партии ничего не выиграли.

По цифрам единороссы в 2016 году получили голосов больше, чем в 2011-м: 54,2% против 49,3% пятью годами ранее. Разница существенная, и, казалось бы, единороссы должны получить больше денег. Однако при росте процентов намного снизился количественный показатель. Если по результатам 2011 года «ЕдРо» набрала 32,37 млн голосов, то выборы 2016 года дали ей только 28,53 млн. Таким образом, если прежде государство выделяло партии власти 3,5 млрд рублей в год, то после сентября 2016-го эта сумма уменьшилась на 400 млн, сократившись до 3,1 млрд руб.

Абсолютно та же картина и у трех других партий. КПРФ вместо 1,3 млрд рублей получила только 772 млн. ЛДПР смогла рассчитывать только на 760 млн, а больше всех пострадала «Справедливая Россия» ― с 956 млн рублей до 360. До выборов 18 сентября госфинансирование получало, кстати, еще и «Яблоко», набравшее 3,43% в 2011 году и получавшее из бюджета около 248 млн рублей.

В такой ситуации партии решили сыграть на опережение и, договорившись фракционно, подготовили единый законопроект, отметив, что госфинансирование партий устремлено к снижению зависимости партий от политических меценатов и делает их финансирование более прозрачным. Кроме того, по мнению единороссов, это позволит поддержать партии, потерявшие своих избирателей по сравнению с выборами 2011 года. Иными словами, партии решили не жировать за счет государства в непростое время, а просто договориться с ним, выйдя из ситуации с минимальными для себя потерями.

 

Каков баланс расходов и доходов партий на выборах в парламент?

Наиболее интересная деталь здесь в том, что каждая из партий не израсходовала за один голос своего избирателя больше тех самых 152 рублей. ЕР голоса электората стоили в 16 рублей за единицу, КПРФ ― 25, ЛДПР ― 95, СР истратила 131 рубль на то, чтобы привлечь к себе любого из своих избирателей. Все эти цифры складываются из официальных затрат партий на избирательную кампанию 2016 года, утвержденных Центризбиркомом России.

Фото: Избирательные участки на выборах в Думу © SERGEI STEPANOV | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото: Избирательные участки на выборах в Думу
© Sergei Stepanov | globallookpress.com

А потому становится понятно, что бюджетные дотации партиям и их теперешнее сохранение на прежнем уровне позволить политикам только лишь за год «отбить» свои затраты на проведение выборов. Впрочем, как высказался в интервью «Газете.Ru» политолог Вячеслав Смирнов, бюджетные зачисления действительно значительная доля доходов любой партийной казны. При этом Смирнов полагает, что в наиболее сложной ситуации окажется оппозиция, поскольку их проценты снизились, а следовательно, снизилось и количество депутатов, что в конечном счете сказывается на авторитете руководства партий. И это в результате приведет к снижению цен в регионах за вхождение в федеральный список той или иной партии, уверен Смирнов.

Что изменится после принятия нового закона?

В итоге, договорившись о повышении ставок за один голос, партии ничего не потеряли, но ничего и не приобрели. Общая сумма затрат на них осталась на прежнем уровне ― чуть менее 7 млрд рублей в год на всех.

Ситуация сложная, причем абсолютно для всех ― высказывает свое мнение другой политолог ― Леонид Давыдов. Партии сейчас остро нуждаются в деньгах, и в данной сложной экономической ситуации не могут рассчитывать на приток денег из регионов, как это было еще 6‒7 лет назад. Но, по словам специалиста, это пойдет партиям только на пользу. По его мнению, для дальнейшего развития, политические объединения Думы должны выходить из зоны комфорта, и сейчас именно такой момент и настал, резюмирует Давыдов.

По сути, такой же посыл, но куда раньше партиям дало и руководство России: время стабильного существования в парламенте уходит, и без конкурентной борьбы, а как следствие, и появления свежих идей на политической арене внутри страны сейчас не обойтись. Период, когда «парламент был не местом для дискуссий», канул в прошлое. И избиратель это четко продемонстрировал своей активностью. В минувшем сентябре избирательные участки посетили только 47,8% избирателей, тогда как 5 лет назад данный показатель фиксировался на уровне 60,2%.

Фото: Основной процент электората 18 сентября 2016 года составили пенсионеры © DMITRY SAVOSTIANOV | GLOBALLOOKPRESS.COM

Фото: Основной процент электората 18 сентября 2016 года составили пенсионеры
© Dmitry Savostianov | globallookpress.com

Настал момент, когда партии должны, в том числе и финансово, почувствовать зависимость от электората, особенно в условиях, когда у государства нет возможности постоянно обеспечивать им достойное существование. Говоря иначе ― партии должны будут задуматься, как привлечь избирателя на выборы. Формула, когда от явки зависит далеко не все, а главное ― проценты, похоже, больше работать не будет.

Оценить публикацию:
Ваша оценка будет первой!
комментарии
Сообщений: 0
Анонимно:
Загрузка...