Самолеты без пилотов: готовы ли российские дроны удивить США?

В России13 сентября
комментарии
Самолеты без пилотов: готовы ли российские дроны удивить США?
Фото: «Беспилотное» лето | © pfact.ru

Подводя итоги уходящего лета, хочется обратить внимание на огромный пул важнейших новостей, прозвучавших в течение теплых летних месяцев по такой теме, как беспилотные летательные аппараты (беспилотники).

«Беспилотное» лето

Стоит вспомнить анонсирование в августе этого года начала успешных испытаний нового ударного беспилотника «Альтарир», который был создан казанским научно-производственным объединением ОКБ им. Симонова по заказу Министерства обороны России.

Можно напомнить и про неудачную попытку израильских ПВО уничтожить российский беспилотник, залетевший на территорию Израиля. Когда 4 ракеты, выпущенные из американских комплексов «Пэтриот», стоящих на вооружении израильской армии, не смогли поразить один отечественный беспилотный аппарат.

Также в августе прозвучало заявление Объединенной приборостроительной корпорации о том, что российский тактический беспилотник «Корсар» вышел на уровень государственных испытаний и в ближайшее время поступит на вооружение отечественных силовых структур.

Тогда же чешская корпорация Primoco UAV заявила о желании, вопреки санкциям ЕС, выйти на российский рынок беспилотников и даже построить на территории России новый завод по их производству.

А 27 августа Государственная Дума Российской Федерации приняла в третьем чтении Закон об использовании беспилотных летательных аппаратов. Через 90 дней он вступит в силу, если будет утвержден Президентом РФ и Советом Федерации.

Новостей много, и это далеко не все «беспилотные» новости российского лета.

Что такое дрон?

Хорошо это или плохо? И откуда вообще у российских правительства, промышленности, ученых и военных такой интерес к теме беспилотников?

Ответить на эти вопросы не так уж и просто, поскольку сегодня о беспилотниках можно сказать не только много хорошего, но и много плохого.

Эра беспилотных летательных аппаратов (БЛА, БПЛА или «дронов») в мире во многом началась именно благодаря интересу к ним военных, желавших иметь легких и незаметных разведчиков и убийц и не желавших терять своих пилотов в случае обнаружения разведывательных самолетов силами вражеских ПВО и ВВС.

В советское время разработка беспилотных летательных аппаратов активно велась с 50-х гг. прошлого века. При этом разработкой руководили представители ВВС, поэтому в советской армии БПЛА воспринимались в качестве не самостоятельного класса устройств, а варианта самолета, в котором отсутствует пилот. Впрочем, эта же позиция существует и в современных российских ВВС. Поэтому не случайно, что БПЛА, создаваемые для российских военных, очень похожи на самолеты: это тяжелые, многоцелевые аппараты, несущие ракетное вооружение и способные вести разведку и уничтожение целей на большом расстоянии. Таковы разработанный в СССР 4-тонный БЛА ТУ-300, современный российский БЛА «Дозор-600» (аналог популярного американского беспилотника Predator (англ. «хищник») или многоцелевой дрон «Скат», использующий стелс-технологию и способный нести до 6 тонн вооружения (в том числе ядерного), поднимаясь на высоту до 15 км, разработка которого, к сожалению, была приостановлена около 5 лет назад.

Начиная с 70-х гг. ХХ в. Советский Союз был одним из лидеров мирового рынка военных беспилотников. Такие модели БПЛА, как ТУ-123, ТУ-141, ТУ-143, строились в СССР сотнями и не только использовались советскими вооруженными силами, но и с успехом продавались за рубеж. Причем многие из этих беспилотников, проданных еще 30–40 лет назад, благополучно служат в ВВС ряда европейских, арабских и африканских стран до сих пор, удивляя своей надежностью и качеством.

С распадом СССР процесс разработки БПЛА в России был приостановлен, что позволило вырваться в лидеры Соединенным Штатам Америки, начавшим активно применять беспилотники как для разведки, так и для нанесения ракетных ударов по противнику. А американские «Хищники» фактически стали новым стандартом боевого дрона.

Беспилотные преступления

Босния, Сербия, Афганистан, Йемен, Ирак — все войны и локальные конфликты, в которых участвовали Соединенные Штаты Америки, с начала 90-х гг. ХХ в. и по текущий момент, велись с применением дронов-«хищников», что вполне закономерно. Беспилотники намного дешевле обычных самолетов как при их создании, так и при последующем использовании, при этом они могут гораздо дольше и качественнее собирать разведывательные данные, чем обычная авиаразведка.

Поэтому Минобороны США уже около десяти лет реализует программу постепенного замещения истребителей F-15 на боевые беспилотники, несмотря на наличие у американских БПЛА ряда существенных недостатков, таких как уязвимость для перехвата сигналов, а также низкие боевые качества.

Дело в том, что даже при атаке неподвижных наземных целей американские дроны нередко «мажут», в результате поражая вместо боевиков мирных жителей. По официальным данным, около трети их целей на деле оказываются невинными жертвами. Например, согласно отчету The Bureau of Investigative Journalism, из 2292 человек убитых американскими дронами в Пакистане к мирным жителям было отнесено около 800 человек. Причем 160 убитых вообще оказались детьми. А правительство Пакистана неоднократно делало официальные заявления о том, что реальная доля мирных жителей среди жертв беспилотников составляет 90%, что, вполне возможно, является истиной. Достаточно вспомнить историю, произошедшую в 2006 году, когда американские дроны провели три ракетных атаки по отряду из 15 террористов. В ходе атак «попутно» было убито 75 детей и 22 взрослых мирных жителя, при этом американские операторы беспилотников не могли не видеть, что отряд боевиков в этот момент проходил рядом с детьми, однако без колебаний открыли огонь на поражение. И это всего лишь одна из атак, данные о которой попали в мировую прессу, в то время как за последние 10 лет американские дроны совершили более 4000 боевых вылетов, отчеты о результатах которых сегодня засекречены ЦРУ.

Неслучайно специальный докладчик ООН по защите прав человека Бен Эммерсон и специальный докладчик ООН по вопросу о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства Кристоф Хейнс неоднократно требовали приравнивания гибели людей от беспилотников к военным преступлениям.

А вот единственная попытка использования американских БЛА против истребителей закончилась полным фиаско. В 2003 году штатовский беспилотник «Хищник» попробовал атаковать в небе над Ираком старенький МиГ-25 советского производства. Однако иракский пилот с легкостью уклонился от выпущенных по нему ракет и менее чем за минуту превратил американский дрон в груду обломков.

В результате теперь американские дроны, даже относящиеся к БЛА последнего поколения, такие как «Жнец» и «Серый орел», на схватки с истребителями больше не замахиваются, предпочитая заниматься разведкой, шпионажем и уничтожением слабозащищенных наземных целей.

Дроны российские

Кстати, Россия еще в советские времена вплотную подошла к созданию боевого беспилотника, способного вести дуэль с истребителями противника и системами ПВО. Эти проекты были свернуты в 1990-х в связи с недостатком финансирования, но в последние годы работа над созданием мощного ударного беспилотника была начата вновь и сегодня ведется в конструкторских бюро компании «Сухой», при поддержке специалистов КБ МиГ.

В качестве еще одной перспективной разработки отечественной оборонки можно назвать проект «Дозор-600», в рамках которого по заказу Министерства обороны РФ питерская компания «Транзас» создает бюджетный аналог американских дронов класса «Хищник».

Уже много лет применяют беспилотники-разведчики для охраны российских границ наши пограничники. В частности, дроны используются на наиболее сложных для патрулирования участках российской границы, а именно на Дальнем Востоке, Кавказе, на границе с Казахстаном, то есть там, где мало дорог, большая протяженность границ и сложный рельеф местности. На текущий момент на российской границе используются дроны таких российских компаний, как «Специальный технологический центр» (дроны «Орлан»), «Иркут» (дроны «Иркут»), «Транзас» (дроны «Дозор»), Zala Aero (дроны «ZALA») и др.

О практике применения микродронов очень хорошо отзываются и сотрудники российской миграционной службы. При помощи компактных беспилотников (вес комплекта из двух дронов и пульта всего 8 кг) они выслеживают поселения и пути движения нелегальных мигрантов. Благодаря цветной видеокамере и тепловизору минидроны могут издалека замечать скопления людей как в дневное, так и в ночное время.

По сути, сегодня список отраслей экономики, в которых беспилотники могут серьезно облегчить жизнь специалистам, практически безграничен. Как сообщил «Постфактум» исполнительный директор ЗАО «Институт телекоммуникаций» Андрей Присяжнюк, «использование беспилотных летательных аппаратов очень перспективно в различных структурах, в том числе и государственных. БПЛА позволяет решать множество специальных задач, включая анализ оперативной обстановки, видеомониторинг, ретрансляцию сигналов, передачу видео- и другой информации, к примеру анализ состава воздуха».

Все это создает для российских производителей беспилотников огромные возможности для развития и завоевания рынков как на территориях постсоветского пространства, так и в других странах.

По мнению директора по корпоративным коммуникациям группы «Транзас» Станислава Вартаняна, спрос на российские беспилотники стремительно растет, в первую очередь со стороны отечественных коммерческих организаций и государственных структур, и это неслучайно.

«Главное преимущество в том, что отечественные производители находятся здесь, в России, — считает Станислав. — БЛА пока не является коробочным продуктом, который можно продать и забыть. Системы требуют поддержки производителя и являются авиационной техникой, эксплуатация которой требует специального образования и лицензирования. Без поддержки жизненного цикла высокотехнологичная продукция сейчас не продается. Перспективы продаж на мировых рынках также существуют, и прежде всего в тех регионах, в которых у России традиционно сильные позиции в сегментах высокотехнологичной авиационной и специальной техники».

Как отмечают специалисты отдела беспилотных комплексов питерского НПП «Радар ммс», уже сегодня в сегменте БПЛА малой дальности действия взлетной массой до 100 кг существует паритет между российскими и зарубежными беспилотными комплексами. Российскими беспилотными комплексами сейчас активно интересуются зарубежные партнеры, а отдельные экземпляры уже поставляются в Европу и Азию. В том, что беспилотная техника в будущем будет развиваться только нарастающими темпами, уже никто не сомневается: существует множество задач, которые может выполнять БПЛА, при этом обеспечивая большую безопасность для человека и экономию, как временную, так и финансовую.

При этом ряд российских разработок, готовых выйти на мировой рынок беспилотников уже в ближайшее время, обладают уникальными характеристиками, значительно превосходящими зарубежные аналоги.

В качестве примера таких разработок можно привести дроны, созданные для работы в условиях Арктики. Как сообщили «Постфактум» в НПП «Радар ммс», в компании проводится ряд усовершенствований по увеличению дальности и продолжительности полета БЛА вертолетного типа массой 37 кг для применения его в арктических условиях. Также предприятие сейчас проводит разработки в области производства БЛА вертолетного типа взлетной массой 500 кг палубного базирования для решения оперативных задач при освоении арктического шельфа. Данный беспилотный вертолет способен взять на борт 180 кг полезной нагрузки и находиться в воздухе 7–8 часов с крейсерской скоростью 180 км/ч на высоте 4500 м и дальностью полета до 550 км, решая такие задачи, как доставка грузов, глубокая ледовая разведка, проведение научных исследований, мониторинг окружающей среды и т. д. Беспилотник сможет обеспечивать посадку на палубу корабля, на вертолетную площадку нефтяных платформ, а также на ровную ледяную поверхность, что позволит применять его даже в самых экстремальных условиях Крайнего Севера.

Позитива немало, поэтому сегодня можно с уверенностью утверждать, что в России существует огромный задел в сегментах гражданских и военных дронов, который позволяет надеяться на то, что уже в ближайшие годы отечественная беспилотная техника сможет вновь приблизиться к позициями Советского Союза, который в области беспилотников в свое время действительно «догнал и перегнал Америку».

Владимир Корнюшин

Оценить публикацию:
Ваша оценка будет первой!
комментарии
Сообщений: 0
В России
В Мире
История
Загрузка...