Добыча нефти в России: влияние на инфляцию

В России25 июня
комментарии
Екатерина Соколова
Фото: Екатерина Соколова
доцент кафедры государственного и муниципального управления СПбГУ, Институт «Высшая школа менеджмента»

Более чем двукратное снижение цен на нефть на мировом рынке не привело к сокращению цен на бензин на розничном рынке в России. Более того, цены постоянно растут.

Как правило, подобную тенденцию принято объяснять инфляционными процессами в российской экономике. Однако столь однозначное объяснение не может быть полностью верным. Во-первых, не стоит путать причину и следствие в случае, когда мы говорим о взаимосвязи между ситуацией на рынке нефти и общим ростом цен в экономике. Эти два параметра тесно зависят друг от друга. Каждый из них в разные моменты времени может выступать в роли решающего фактора: как общая инфляция влияет на стоимость бензина, так рост цен на бензин может влиять на инфляцию. Во-вторых, Россия является страной — экспортером нефти, и это приводит к  тому, что внутренние цены на бензин чуть в меньшей степени зависят от мировых цен на нефть, чем в странах-импортерах.

Говоря о росте цен на бензин, стоит отметить разный прирост цен для разных регионов: от 23,3% в Тыве до 4,06% в Чукотском АО и 1,51% в Камчатском АО (данные за 11 месяцев 2014 года). Кроме того, рост цен на бензин носит сезонный характер с относительно сильными скачками в теплое время года (см. рис. 1).

Динамика цен на бензин

Рис. 1.  Динамика розничных цен на бензин АИ-95 по России 2010–2016 гг.

На рынке прослеживается еще один тренд — зависимость курса рубля и цены на нефть на внутреннем рынке России. Опять же сложно говорить о прямой причинно-следственной взаимосвязи. Однако можно предположить, что снижение курса национальной валюты заставляет продавцов бензина повышать цены на автомобильное топливо. Отталкиваясь от этой предпосылки, следует посмотреть на структуру рынка продавцов бензина, а именно — на то, сколько компаний реализуют бензин для продажи на розничном рынке в РФ.

Нефтяная отрасль в целом и рынок бензина в частности в России сильно монополизированы. В настоящий момент в российской нефтяной промышленности работают 11 формально независимых вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Лидерами по объему добычи и реализации нефти и нефтепродуктов с совокупной рыночной долей в 65,1% являются компании «Роснефть», ЛУКОЙЛ и «Сургутнефтегаз». При этом на территориях отдельных регионов России добыча, как правило, осуществляется одной компанией, что дает ей абсолютное монопольное преимущество. Поставки сырья на внутренний рынок большинства регионов России, таким образом, как правило, осуществляются монополиями, диктующими цену розничным продавцам.

Монопольное влияние ВИНК усугубляется тем, что в структуре розничной цены на бензин превалирует налоговая составляющая — порядка 50% (см. рис. 2). Высокий уровень налогов также способствует тому, что на рынке успешно работают только крупные компании, что обусловлено высокой степенью отдачи от масштаба. При продаже бензина со столь значительным налоговым бременем компании с небольшими объемами продаж не могут конкурировать по цене с лидерами рынка. Возможно, это также влияет на то, что независимые от ВИНК производители отгружают всего 8% топлива на внутренний рынок. Кроме того, ВИНК в России принадлежат 27 крупнейших НПЗ, что позволяет им контролировать около 90% мощностей в стране. Неравномерное расположение перерабатывающих заводов на территории страны (большая часть сконцентрирована в центральной части) затрудняет доставку в отдаленные районы потребления, где цены на бензин выше за счет транспортной составляющей.

Структура цены бензина

Рис. 2.  Структура розничной цены бензина АИ-92 в РФ на 1 января 2016 г., %

Как видно из рисунка 2, оптовые и торговые надбавки также составляют значительную долю розничной цены. Но их точное значение определить практически невозможно вследствие того, что большая часть топлива продается внутри ВИНК по внутрикорпоративной цене, данные о которой не являются открытыми, свидетельствуют аналитики нефти 2016. Для независимых нефтяных компаний ВИНК определяют размер наценки самостоятельно, что дает им возможность установить необоснованно высокие значения надбавок, ссылаясь на рыночную конъюнктуру.

Таким образом, мы видим, что основную роль в росте цен на бензин играет не резкий скачок цен на нефть или тип инфляции, а ценовая политика ВИНК, реализуемая в ответ на падение курса рубля, налоговую нагрузку, сокращение спроса и цен на российскую нефть на внешнем рынке, а также наличие возможности манипулировать ценой вследствие собственного монопольного положения.

Екатерина Соколова
Екатерина Соколова
доцент кафедры государственного и муниципального управления СПбГУ, Институт «Высшая школа менеджмента»
Оценить публикацию:
Ваша оценка будет первой!
комментарии
Сообщений: 0
Загрузка...