Интриги федеральных выборов — 2018. Будет ли изменение Конституции

В России20 октября
комментарии
Александр Качанов
Фото: Александр Качанов

Хотя, надо признать, на этот раз страсти были не слишком страстными. Зато есть возможность с дальним прицелом взглянуть на следующие федеральные выборы, которые должны пройти в марте 2018 года. Нас ожидают президентские выборы, и предлагаю порассуждать об основных интригах, контуры которых уже просматриваются.

По результатам думских выборов в нижней палате парламента сформировалось конституционное большинство. В современной истории российского парламентаризма такое уже было в 2007–2011 годах.

Именно тогда и появились первые поправки в российскую Конституцию, которая, как известно, относится к числу особо жестких с точки зрения сложности внесения изменений.

Напомним, что поправки увеличили срок президентских полномочий с 4 до 6 лет и срок работы Госдумы до 5 лет.

Фото: Госдума © Komsomolskaya Pravda | globallookpress.com

Фото: Госдума
© Komsomolskaya Pravda | globallookpress.com

Как только появилась информация о том, что в новой Думе опять появится конституционное большинство, поползли различные слухи об использовании этого большинства. И как наиболее вероятный вариант изменений — перенос выборов президента. Для этого можно выделить три возможных основания (публичных и кулуарных).

Первое — экономия финансовых средств. Именно это обоснование было объявлено основным мотивом для совмещения думских выборов 2016 года с ежегодным Единым днем голосования в сентябре. В случае с президентскими выборами, которые должны пройти в марте 2018 года, возможен перенос либо на сентябрь 2017 года, либо на сентябрь 2018 года.

В последнем варианте будет иметь место существенное увеличение срока полномочий президента и потенциальные запросы в Конституционный суд о необоснованности такого переноса.

В случае же сокращения полномочий главы государства аналогичный вопрос по думским выборам суд уже рассмотрел и никаких юридических препятствий не обнаружил.

Поэтому правовой механизм переноса можно считать отработанным, а результаты выборов в Госдуму подтвердили для власти верность принятого решения.

Фото: Владимир Путин на заседании Государственной Думы 7-го созыва © Kremlin Pool | globallookpress.com

Фото: Владимир Путин на заседании Государственной Думы 7-го созыва
© Kremlin Pool | globallookpress.com

Вторым основанием для переноса может являться необходимость перестройки системы исполнительной власти на федеральном уровне. Сторонники такого переноса апеллируют, в том числе, к необходимости структурных реформ в связи с непрекращающимся финансово-экономическим кризисом. Победу на выборах они рассматривают как мандат на проведение таких реформ, в том числе непопулярных.

После президентских выборов неизбежно происходит назначение нового правительства. И этот момент можно использовать в различных конфигурациях: и как удобный повод для смены главы правительства, и как механизм перестройки всего правительства при сохранении нынешнего премьера, который недавно заявил о необходимости серьезных изменений системы государственного управления в стране.

Первым элементом новой системы может быть создание проектного офиса правительства.

Кроме того, есть аналогичные удачные примеры смещения выборов в соседних государствах, в первую очередь, Казахстане и Беларуси, в которых сроки президентских полномочий изменялись и выборы переносились на более удобное время, с точки зрения представителей власти.

Третье обоснование переноса — совпадение сроков проведения выборов с финальным этапом подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет в 11 городах европейской части России. Определенные властные структуры небеспочвенно полагают, что может быть раскачка общественно-политической ситуации, аналогичная декабрю 2011 — маю 2012 годов.

Такая раскачка вполне может иметь совершенно прагматичную цель — сильно подпортить репутацию страны в преддверии чемпионата мира, пожалуй, главному спортивному событию в истории России.

Более того, при определенных раскладах это может привести не только к имиджевым потерям (и соответственно финансовым в связи с отказом туристов от посещения страны), но к дипломатическим и спортивным. Например, к бойкоту чемпионата со стороны ряда западных стран. Тем более что для основного интересанта такого бойкота — США — потери не будут существенными.

В отличие от олимпиад, их команда вряд ли может претендовать на высокие места на чемпионате мира по футболу.

Такой бойкот для главных геополитических конкурентов пройдет безболезненно. Чего не скажешь о таких странах, как Германия, Италия или Франция. Для шантажа можно использовать все тот же арсенал поводов, что наблюдался при введении и продлении экономических санкций. Обострение ситуации на Донбассе, «преследования» нацменьшинств в Крыму, бомбёжки мирных террористов в Сирии и т. д. Если к этому добавится еще и нелегитимный (глазами западных политиков и СМИ) глава российского государства, победивший на «сфальсифицированных» выборах, тогда европейским союзникам США будет сложнее упираться. Тогда чемпионат мира окажется на грани провала.

Очевидно, что под все возрастающим давлением будет находиться и организатор чемпионата — ФИФА.

Серия мощных скандалов последних лет значительно ослабили саму организацию и существенно снизили независимость нового руководителя.

Тесное общение с руководством России в рамках подготовки к чемпионату мира будет мишенью критики для ведущих западных СМИ. Уверенности в том, что и ФИФА, и Д. Инфантино будут готовы к отпору, вызывают сомнения.

Фото: президент ФИФА Джанни Инфантино © Melanie Duchene | globallookpress.com

Фото: президент ФИФА Джанни Инфантино
© Melanie Duchene | globallookpress.com

В целом, эти три основания — перенос думских выборов, экономическая целесообразность и предстоящий чемпионат мира по футболу — находятся на одной чаше весов. Что же на другой? В первую очередь, нелюбовь нынешнего президента к любым изменениям Конституции, его весьма консервативная и сдержанная позиция по вопросам изменения основополагающих законов.

Судя по всему, решение о переносе выборов будет зависеть от ситуативных факторов. Например, удастся ли преодолеть экономический кризис. Ведь президент обещал, что он закончится в 2016 году, но какова будет ситуация в следующем году, по-прежнему неясно. С учетом временных рамок интрига должна разрешиться уже в ближайшее время.

Хорошим поводом к объявлению (или необъявлению) об изменениях в Конституцию послужит ежегодное послание к Федеральному собранию.

С таким посланием президент традиционно выступает в начале декабря. Ждать осталось недолго.

Александр Качанов
Александр Качанов
политолог
Оценить публикацию:
Ваша оценка будет первой!
комментарии
Сообщений: 0
Анонимно:
Загрузка...