Ядерная несдержанность

В Мире12 декабря
комментарии
Ядерная несдержанность
Фото: Ядерное оружие | globallookpress.com

Б. Обама, пытающийся по максимуму использовать последние дни своего президентства, собирается подписать указ об этом в самое ближайшее время. Смену позиции Вашингтона относительно Ирана не стоит ожидать и от новой администрации. Д. Трамп вряд ли пойдет на конфронтацию с генеральной позицией республиканцев относительной ядерной программы Ирана. В ответ на это Тегеран уже выразил свое недоумение и намекнул на возможность пересмотра нынешнего положения дел.

Параллельно сохраняется напряженная обстановка и на Корейском полуострове, где официальный Пхеньян продолжает вести воинственную риторику, используя в качестве главного аргумента свой ядерный потенциал. Таким образом, первоочередные планы (Международного агентства по атомной энергетике) МАГАТЭ по созданию на Ближнем Востоке и Корейском полуострове зон, свободных от ядерного оружия, фактически провалились или приняли едва осязаемый футурологический характер.

История вопроса

Появление ядерного оружия в мире поставило перед мировым сообществом и первыми ядерными державами задачу по формированию действенной системы контроля над распространением ядерного оружия. Именно с этой целью был разработан Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Это соглашение предполагало, что легитимным ядерным государством считается то, которое произвело свой первый ядерный взрыв до 1 января 1967 года. Под этот параметр подпадают пять государств — Россия, США, Китай, Франция и Великобритания. Именно эти государства также являются постоянными членами СБ ООН.

Однако установить эффективный барьер на пути распространения ядерного оружия не получилось. К клубу легитимных ядерных государств прибавилось четыре страны, обладающих ядерным оружием, но не имеющих на это права (Израиль, Северная Корея, Индия и Пакистан). У каждого из этих государств были свои мотивы. Израиль хотел получить подавляющее военное превосходство над другими государствами Ближнего Востока. Северная Корея стремилась обезопасить себя от вмешательства в свои внутренние дела со стороны других государств. Индия и Пакистан добились установления военного паритета и гарантий взаимного ненападения (ядерное сдерживание).

Де-факто можно сказать о том, что официальный ядерный клуб «великих держав» и все мировое сообщество практически смирились с существованием непризнанных ядерных стран. Однако Израиль и Северная Корея, обладание ими этим видом оружия массового уничтожения (ОМУ), поддерживают высокую вероятность распространения военных ядерных технологий в своих регионах, что в свою очередь подрывает первоочередные планы ООН по расширению числа зон, свободных от ядерного оружия.

Фото: Ядерная катастрофа © Junko Kimura | globallookpress.com

Фото: Ядерная катастрофа
© Junko Kimura | globallookpress.com

В настоящее время таких зон в мире шесть: район Антарктики (Договор 1959 года о полной демилитаризации Антарктиды); Латинская Америка (Договор Тлателолько 1967 года); Южная часть Тихого океана (Договор Раротонга 1985 года); Юго-Восточная Азия (Бангкокский договор 1995 года); Африка (Договор Пелиндаба 1996 года); Средняя Азия (Семипалатинский договор 2007 года). Помимо этого, о своем безъядерном статусе объявили Белоруссия и Монголия.

Неудачи МАГАТЭ

Главным механизмом контроля над соблюдением положений ДНЯО является МАГАТЭ. С целью определения первоочередных целей и задач в области нераспространения эта структура каждые пять лет проводит обзорные конференции по рассмотрению действия ДНЯО. На последних трех подобных мероприятиях одним из главных вопросов повестки дня была проблема расширения числа зон, свободных от ядерного оружия за счет двух регионов — Ближнего Востока и Корейского полуострова.

За прошедшее время МАГАТЭ не удалось продвинуться в решении указанного вопроса. Более того, за 15 лет у Северной Кореи появилась ядерная бомба, Израиль еще больше убедился в необходимости обладанием этого вида ОМУ, а Иран значительно продвинулся создании средств доставки. При этом отметим, что официальный Тегеран принял правила игры международного сообщества и остановил программу по созданию своей ядерной бомбы. Вместе с тем общепризнано, что самым сложным с технологической точки зрения является создание именно средств доставки.

Фото: Заседание МАГАТЭ © Qian Yi | globallookpress.com

Фото: Заседание МАГАТЭ
© Qian Yi | globallookpress.com

Таким образом, очевидно, что Иран нивелировал потерю времени, связанную с остановкой разработки ядерного оружия, развитием ракетостроения. У этого ближневосточного государства уже есть ракеты малой и средней дальности, а также приступил к испытанию межконтинентальных баллистических ракет и может развернуть их уже к 2020 году.

Кто на очереди?

Обладание ядерным оружием Израилем и Северной Кореей, а также четкое движение Ирана на пути к этому являются лишь частью проблемы. Основная угроза заключается в том, что мировое сообщество практически не в состоянии вмешаться в этот процесс. При этом главным источником рисков можно считать позицию Тель-Авива и Пхеньяна, которые в обозримом будущем не видят предпосылок для отказа от ядерного оружия. Из-за этого многие страны на Ближнем и Дальнем Востоке рассматривают возможность инициации собственных ядерных программ военной направленности.

Фото: Конференция МАГАТЭ в Москве © Viktor Chernov | globallookpress.com

Фото: Конференция МАГАТЭ в Москве
© Viktor Chernov | globallookpress.com

На Ближнем Востоке, как уже отмечалось, Иран вплотную приблизился к обладанию ядерным оружием. Хотя официальный Тегеран неоднократно заявлял, что это связано исключительно с военным дисбалансом в регионе, где это оружие есть только у одного государства.

Следом за Ираном ядерную бомбу может заполучить Саудовская Аравия, которая однозначно не будет мириться с военным превосходством своего заклятого врага. Следом за Королевством в этом направлении может активизироваться Египет, который стремится к восстановлению своих лидерских позиций в регионе. Таким образом, мировое сообщество может получить ядерную пороховую бочку в и без того крайне взрывоопасном регионе.

Менее драматичная, но не менее серьезная ситуация и на Корейском полуострове и прилегающих территориях, где находится большое количество пороговых и околопороговых государств. Не так давно Сеул начал разговоры о необходимости формирования регионального ядерного паритета.

Либерализм — это современное издание фашизма
Читайте также: Либерализм — это современное издание фашизма

Япония все громче заявляет о том, что в ситуации отсутствия действенных гарантий своей безопасности со стороны мирового сообщества он может пересмотреть подход к своей военной политике. Это, в свою очередь, может подтолкнуть Китай к наращиванию своего ядерного потенциала, поскольку Япония рассматривается им как главный региональный соперник.

Динамика в области контроля над распространением ядерного оружия создает значительные риски для глобальной безопасности, поскольку появление новых ядерных держав на Дальнем и особенно Ближнем Востоке может привести мир к краю пропасти, когда оружие сдерживания будет использовано для нападения. Эта проблема особенно актуальна для России, которая вплотную прилегает к двум главным очагам ядерного распространения и при любом раскладе будет вовлечена в гипотетический конфликт.

Именно поэтому с учетом возрастающей роли РФ в мире она может и должна стать одним из главных локомотивов деятельности по контролю над распространением ядерного оружия. Это в свою очередь будет способствовать, во-первых, обеспечению национальной безопасности нашего государства, а, во-вторых, позволит ему еще больше укрепить статус ведущего игрока на мировой политической арене.

Оценить публикацию:
Ваша оценка будет первой!
комментарии
Сообщений: 0
Анонимно:
Загрузка...