Резервная дыра

В Мире12 августа
комментарии
Ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»

Резервная дыра | © pfact.ru  

Страх убивает разум.
Гаиус Хэлен Моахим

Комментариев на это заявление было достаточно мало, что, впрочем, вполне может обуславливаться куда более интересной информацией относительно допинговых скандалов, Олимпиады, утонувшего питерского стадиона-недостроя и прочего спорта высоких достижений, ― что тут о какой-то экономике и каких-то бюджетниках говорить. Попробуем исправить это упущение.

Итак, что имеется «на входе»?

Согласно Закону о бюджете, в 2016 году ожидаются доходы бюджета в размере 13,74 трлн рублей, расходы ― 16,1 трлн рублей, дефицит должен составить, соответственно, 2,36 трлн рублей, или 3% от ВВП, превышение расходов над доходами составляет 17,2%. Нефтегазовые доходы (НДПИ и таможенные пошлины от реализации углеводородов) должны были составить 6,04 трлн рублей (или же 44% от общих доходов бюджета), ненефтегазовые, соответственно ― 7,7 трлн рублей и 56% от общего объема планируемых доходов. При этом основная часть бюджетных расходов, 4,45 трлн рублей (27,6% от общей суммы), должна быть направлена на социальную политику, 3,15 трлн рублей (19,5%) идет по статье «национальная оборона», 2,56 трлн рублей (15,9%) ― на национальную экономику. Национальную безопасность ждет довольствие в размере 1,31 трлн рублей (8,2% от всех расходов), образование со здравоохранением вместе должны быть профинансированы на 1,04 трлн рублей (6,5%).

При этом основным источником, из которого должна осуществляться компенсация дефицита бюджета, объявлен именно Резервный фонд России. Предполагалось, что из 2,36 трлн рублей дефицита из этой кубышки будет профинансировано 2,14 трлн рублей, то есть порядка 90% всего дефицита, оставшиеся 10% предполагалось добыть из других источников. Надо также отметить, что бюджет принимался исходя из среднегодовой цены нефти Urals в 50 долл. за баррель при инфляции 6,4%, росте ВВП на 0,7% и среднегодовом курсе доллара в 63,3 рубля за 1 долл.

Что есть «по факту»?

Во-первых, расходы бюджета были де-факто сокращены на 10%. Именно что де-факто ― пересмотра бюджета, ранее предполагавшегося к проведению весной этого года, реализовано не было, по информации на данный момент, эта процедура отложена на октябрь, то есть на «после выборов». Тем не менее особо это не помогло ― дефицит бюджета составил за первое полугодие 1,52 трлн рублей, то есть куда больше запланированного, при этом стоит ожидать, что во второй половине года дефицит будет выше, в чем виноваты традиционные декабрьские массовые перечисления средств.

Во-вторых, средняя стоимость барреля нефти составила за эти полгода 38,68 долл., что на четверть ниже заложенной в бюджет ― собственно, именно это в значительной степени и повлияло на печальную ситуацию с дефицитом.

В-третьих, размер Резервного фонда России на сегодня ― 2,56 трлн рублей (38,18 млрд долл.), а Фонда национального благосостояния ― 4,84 трлн рублей (72,21 млрд долл.). При этом по состоянию на начало года размер РФ составлял 3,64 трлн рублей (49,95 млрд долл.), а размер ФНБ ― 5,22 трлн рублей (71,72 млрд долл.). Иначе говоря, за полгода совокупная правительственная кубышка похудела на 11 млрд долл., что составляет менее 10% от исходного объема.

Собственно говоря, элементарная экстраполяция показывает, чего ожидать полного исчерпания Резервного фонда России ни к концу 2016 года, ни к концу следующего все же, наверное, не стоит. Здесь, впрочем, особняком стоит вопрос бюджета следующего года. С одной стороны, было объявлено, что он будет сокращен и в реальном выражении, и в номинальном (я напоминаю, что чем больше бюджетные траты, тем больше зарплаты у, собственно, бюджетников). С другой стороны, это предвыборный год, а о сокращении было принято правительственное решение, так что совершенно не исключено, что Путин решит прикинуться благодетелем ― и нарастит бюджетные траты волевым решением, благо, опять же, запасов на это пока хватает.

Вопрос, впрочем, в другом ― а дальше-то что? Проедать созданную в тучные годы кубышку можно только пока она есть, а как покажет дно ― то придется либо повышать налоги, либо залезать в долги, либо сокращать бюджетные траты, либо усердно приватизироваться. В общем, проедать придется что-то другое. И, скорее всего, даже без соли.

Александр Виноградов
Александр Виноградов
Ведущий аналитик НИЦ «Неокономика»
Оценить публикацию:
Ваша оценка будет первой!
комментарии
Сообщений: 0
Анонимно:
Загрузка...